О ДИВНЫХ САДАХ ПОЛИТИЧЕСКОГО ХАОСА

О ДИВНЫХ САДАХ ПОЛИТИЧЕСКОГО ХАОСА

О ДИВНЫХ САДАХ ПОЛИТИЧЕСКОГО ХАОСА

О ДИВНЫХ САДАХ ПОЛИТИЧЕСКОГО ХАОСА, ИЛИ ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЗАКАРПАТЬЕ, ФАНТАСТИКУ, ПОЛИТИКУ И АЛЕКСЕЯ ФАЗЕКОША?

О ДИВНЫХ САДАХ ПОЛИТИЧЕСКОГО ХАОСА


Буквально несколько часов назад я «долистал» до конца pdf-файл с новым романом закарпатского писателя-фантаста Михаила Темнова под названием «Сады Хаоса». Классически правильным знаком качества произведения для меня стала уже слегка подзабытая «привычка» не отрываться от текста в любое свободное время. Впрочем, полностью осознать тот факт, что «Сады Хаоса» понравились, мне помогло лишь легкое, наивно-детское раздражение в конце книги, когда я понял, что текст первой части завершен, а самое интересное, в том числе и развязка будут лишь в последующих частях. Что ж, подождать - не проблема, тем более, что и сама книга, и сама история знакомства с нею заставили задуматься о ряде интересных вещей.

Дело в том, что прочитать книгу мне посоветовал адвокат и политик, с недавних пор возглавивший Закарпатскую организацию партии «Социалисты» Алексей Фазекош. Именно его предисловие к роману, выложенное на странице социальной сети Фейсбук, всколыхнуло давно забытые эмоции, вызываемые Светом, Струящимся из Двери в Страну Сказок. Как сейчас помню удивление некоторых моих работодателей, которые не обращали внимание на то, где я получил юридическое образование, но переспрашивали, а что это у вас в разделе хобби стоит такое непонятное – SF? Со временем я просто убрал упоминание о science fiction из резюме, но теперь вы понимаете, что я не мог не встрепенуться после таких слов А.Фазекоша: «О чтении, как и о вкусах не спорят. Это интимное дело. Но, как человек, который прочел лучшее из фантастической литературы, и который в своей библиотеке имеет более трех тысяч произведений фантастики, позволю себе порекомендовать прочесть «Сады Хаоса» Михаила Темнова. В этой фантасмагории есть все: живые куклы Мастера, огнедышащие драконы, фантастическая и приключенческая оболочка, философское содержание и тугая пружина современной социальной идеи. Именно такая многоплановая фантастика и позволяет ставить проблемы любого уровня этической ответственности: от пустячного – нравственно ли раздавить букашку, смерти последней сказки в архивах планеты – до реальных решений судьбы народов, цивилизаций и планет».

И действительно, погружение в миры непобедимых сантаров с их верными хонхами, марсианских жрецов Смерти, фаэтов эпохи технократического рассвета с повальной чипизацией и подавлением всех эмоций как вершиной благонадежности сотрудника спецслужб, и настоящей Любви последнего из племени Тату, может на самом деле отвлечь от реальности на некоторое время, но только лишь для того, чтобы погрузить в размышления. Но не только в размышления над теми проблемами, на которых акцентировал внимание А.Фазекош – вопросы бессмертия, подлости политических режимов, борьбы добра и зла, но и на многих других.

О ДИВНЫХ САДАХ ПОЛИТИЧЕСКОГО ХАОСА


Позволю процитировать себе лишь строчку из романа Михаила Темнова: «Фаэты уже далеко не те. Последние сотни лет у них в приоритете другие ценности. Внутреннему богатству души они всё чаще предпочитают материальные блага, комфорт». Но как о многом она говорит! Каждый найдет в этом что-то свое. Кто-то - коррумпированных народных депутатов и продажных прокуроров. Кто-то – неправильный уклад жизни, а кто-то – и серьезный нравственный надлом эпохи. И вот уже адвокат и политик Алексей Фазекош рассуждает не о мифическом Фаэтоне, но современной Украине: «Китайская мудрость предупреждает: «Не дай Бог тебе жить во время больших перемен». А наши перемены как-то подозрительно растянуты по времени и не только в нашей стране… Маленькие, подленькие и жадненькие люди, а, скорее, людишки, задают всюду тон: и в политике, и в культуре, и в быту. По сути, происходит духовная деградация человечества. Мы, выросшие на «Трудно быть богом», «Фаэты» и «Час быка», знали как аксиому бесспорный закон: для того что бы перемены для нас Землян наступили, мы должны сжечь в горниле страданий зависть, жадность, подлость и эгоизм. Перестать быть рабом своих страстей. Стать Человеком, а не мнить из себя бога. Только тогда родиться Мир больших людей единой великой цивилизации под названием «Мечта». Возможно, возрождение лучших традиций отечественной фантастики и появление таких произведений, как «Сады Хаоса», снова поможет нам стать мечтателями и романтиками. А, может, именно с желания и умения читать хорошую фантастику начнется новая эпоха для нашего Отечества и, наконец, появится украинская национальная идея. Поэтому будем читать фантастику и вспоминать завещание Аркадия Натановича Стругацкого: «Тысячелетия глядят на нас с надеждой, что мы не озвереем, не станем сволочью, рабами паханов и фюреров».

Эти слова дорогого стоят, тем более, что они несут в себе скрытый смысл о неимоверно тесной связи политики и фантастики, что, кстати, косвенно подтверждается и тем фактом, что именно Алексей Фазекош – один из региональных лидеров партии «Социалисты» - написал предисловие к фантастическому роману, а сама презентация выхода книги в свет произойдет совсем скоро, в начале сентября, при поддержке Центра журналистских расследований на территории Мукачевского офиса партии.

Дело в том, что раз уж Алексей Фазекош в своем предисловии вспомнил о классиках советской фантастики, то и я не могу не процитировать слова Михаила Емцева, который когда-то давно сказал: "В какой-то мере фантастике удалось стать своеобразным эстетическим зеркалом нации... Фантастика задает определенный энергетический тонус". Но неужели этого достаточно, чтобы литература так тесно переплеталась с политикой? Скорее всего нет, но есть расхожее мнение, что современная фантастика стала особым жанром в художественной литературе, изобразительном и киноискусстве, отличающимся использованием фантастических смыслов, предположений допущения. Фантастика сегодня – это своего рода параллельная вселенная, подразумевающая модели общественного развития, эволюции человеческой цивилизации как таковой. Именно это сближает мир политики с миром фантастики. Не случайно термин «фантастическое искусство» (φανταστικὴ τέχνη) встречается уже у Платона - автора политических трактатов.

На эти и многие другие вопросы мы и постарались найти ответы у Алексея Фазекоша, поговорив с ним о политике через призму фантастики..

- Алексей Андреевич, почему так важны исследования политики через призму фантастики?

- Думаю потому, что в этом жанре наиболее ярко проявляется состояние утопического сознания, надежд и страхов общества, которые довлеют именно в данный исторический период. Классические утопии, конечно, важны, но эти тексты уже сотни раз исследованы вдоль и поперек. А вот посмотреть на то, что тревожит современников прямо сейчас, - это, на мой взгляд, весьма познавательно. И в качестве прогноза, в том числе. Для многих постсоветских стран война с Россией была полной утопией еще десять-пятнадцать лет назад, но в то же время латышская фантастика начала 20-х годов прошлого столетия очень убедительно описывает войны с «московитами». В фантастике автор может позволить себе гораздо больше, чем в научной монографии – раскрепощается интуиция, можно помечтать, поставить множество мыслительных экспериментов. И в итоге на свет может появиться нечто интересное, особенно для политолога. При всем моем уважении к закарпатским писателям, после Феликса Кривина на Закарпатье до появления Михаила Темнова просто не было современной и читабельной литературы, которая могла бы быть востребована как издателями, так и читателями. Кто-то пишет поэзию, может, и неплохую, но явно не уровня Шарля Бодлера или Николая Гумилева. Кто-то пописывает провинциальные детективчики, которые, может, и будут читаемы, но это не романы Агаты Кристи или Конан Дойля. Это далеко не литература с «большой буквы». Но вот миры Михаила Темнова – это действительно как глоток свежего воздуха. Как многолетний любитель фантастики, я затрудняюсь отнести «Сады Хаоса» к фэнтези или, наоборот, научной фантастике. Скорее, это направление, объединяющее и научную фантастику, и «космическую оперу», и фэнтези. Многие из своих романов Олесь Бердник называл космической феерией, и к такого рода направлению фантастики принадлежат, вероятно, произведения Михаила Темнова. На первый взгляд, это просто первоклассная приключенческая вещь, написанная сочно, весело, изобретательно. Но местами средневековый «фэнтезийный» антураж, все эти бои на мечах, галактические горизонты, послужили волшебной палочкой, магически действующей на аудиторию и заставляющей безотрывно читать философский цикл, многослойный и, скажу откровенно, не для ограниченных людей. А для умеренно вдумчивого читателя. Тем более, что сегодня, как впрочем и всегда, фантастика некоторыми людьми воспринимается не совсем правильно. Особенно теми, кто что-то такое, про всякие технические чудеса, читал в далеком детстве. Действительно, в определенный момент, фантастика может увлечься прогнозом невиданных изобретений (та же «Новая Атлантида» Ф. Бэкона). Но, на мой взгляд, гораздо более характерно для фантастики обсуждать именно социально-политические проблемы. Будоражащий воображение миф об Атлантиде, у основания которого лежат полтора диалога Платона («Тимей», «Критий»), – о чем он? Неужели только о невиданных материальных достижениях ушедшей цивилизации? Явно, что нет…

- Кстати, о Платоне. Помните, как в его «Законах» трое мудрецов обсуждают ситуацию, которая якобы имела место в прошлом. После стихийного бедствия (потопа) выжившие в горах люди постепенно приходят к необходимости учреждения нового государства. Дискуссия идет о природных условиях, от которого это государство будет зависеть, о необходимых и разнообразных законах, которые нужно принять, чтобы добиться справедливого и правильного устройства… Так ли уж это отличается от сюжетов фантастических романов, где остатки какой-нибудь космической экспедиции, на далекой планете обустраивают свою колонию, покоряют местную природу и обретают те или иные социальные институты?

- Конечно, в художественных произведениях главное сюжет, действие, но без достоверных «декораций» оно будет выглядеть неубедительно. Так что проекты «идеальных государств» сочиняются фантастами многими десятками тысяч. Ну, и еще не удержусь, чтобы не сыронизировать. Мне кажется, что во многих фантастических произведениях, где, допустим, сюжет связан со «злыми инопланетянами», захватывающими Землю, порой гораздо больше политического смысла, нежели в иных диссертациях о виртуальных «выборах» номинальных «партий». Да и некоторые программы политических партий – тоже весьма утопичны. И напротив, если читатель «промыслил» в фантастическом романе проблемы добра и зла, социальной справедливости, экономической безопасности общества и пришел к каким-то своим выводам, а потом нашел это в политической программе – это уже положительный пример синергии фантастики и политики.

- Как вы думаете, в своей новой книге Михаил Темнов пытался показать какой-либо политический смысл?

- Мне кажется, что рассуждать подобным образом и нереалистично, и очень опасно. Искусство — это не замена политической деятельности, у него иная задача. Если вы хотите убедить людей в своей политической позиции, то напишите листовку или выступите с речью. Если вы пишете фантастику, которая пропитана вашими политическими взглядами, и вам действительно удалось изменить образ мыслей некоторых людей, то это потрясающе. Но если вы ставите это целью, то вы, вероятно, будете разочарованы, и, скорее всего, напишете не особенно хороший роман. Безусловно, не в прямом смысле, но многие сцены в книге Михаила Темнова стали весьма наглядной иллюстрацией для многих проблем. В ситуации с планетой Эклианы явственно проступает и экологическая проблематика, и морально-этические поиски. Страховка от концерна «Бессмертие» - прекрасная иллюстрация мечтаний трансгуманистов о переносе человеческого сознания на другой носитель и возможностях нанороботов. Ну а в совещаниях марсианского императора со своими сенаторами можно легко увидеть абрисы Президента во время ежегодного послания в Верховной Раде.

Впрочем, в этом аспекте важно проанализировать вообще связь политики и фантастики. Ведь если мы будем рассуждать о проблематике тоталитаризма, то разве здесь можно обойтись без чтения Оруэлла? И в этом плане, если хочешь лучше понять серьезные проблемы, то, на мой взгляд, можно иной раз обращаться и к «несерьезному» материалу. Гораздо хуже другое – когда за наукообразной формой нет реального содержания вообще.

В советские времена у нас были очень неплохие традиции изучения утопий и антиутопий, в том числе, многое внимание уделялось и фантастике того периода. Это направление было полузакрытым, на многих изданиях стоит гриф ДСП. Но, читая гору этих сборников, я просто поражался тому, как много было описано и осмыслено, несмотря на спецхраны, цензуру и прочее. К сожалению, в постсоветский период многие наработки как будто были позабыты. Это связано не только с текущей организацией науки, к примеру, с погоней за краткосрочными грантами и соответствующим «форматом» заявок-проектов, но само общество как будто гораздо меньше интересуется собственным будущим. По телевизору сплошные «старые песни о главном». Грустно.

А ведь добротная фантастика – это, в основном, не про будущее и не о прошлом – о настоящем! При этом даже не надо вдаваться в темы, связанные с киборгами или искусственным интеллектом, но есть много других тем. Для примера, навскидку:

- увеличение средней продолжительности жизни и состояние пенсионной системы, что является сейчас предметом политических дебатов во многих странах, и на что, кстати, весьма серьезное внимание уделяет в своей программе и партия «Социалисты»;

- возможность искусственного улучшения ряда человеческих способностей: для кого? Как поведут себя избранные и остальные? Не будет ли род человеческий разделен непреодолимой пропастью? Как понять, что такое настоящая социальная справедливость?

- выяснение отношений между ныне существующими элитами и теми, кто поднимется на «конвергентных» технологиях. И многое-многое другое.

И без изучения политических аспектов этих новых проблем не обойтись – особенно, если не решены старые. Скажем, если сегодня жители многих городов не имеют возможности хотя бы выбрать себе мэра из реальных альтернативных кандидатур, то неужели можно представить, что им будет предоставлена возможность выбора, в случае, допустим, новых гипотетических успехов в генной инженерии или чего-то подобного. Кто и как будет принимать решения?

Но такие размышления - это лишь мой путь. Я не думаю, что есть какая-то причина, по которой кто-то из политиков должен обязательно любить фантастику. Вы не будете плохим социалистом, если у вас нет мнения о «Звездном пути».

- Михаил Темнов затронул пока и преждевременные проблемы, но в будущем они станут весьма актуальными - проблемы в освоении и покорении Космоса. Однако не считаете ли Вы, что современная человеческая цивилизация за последние десятилетия, прошедшие со времени окончания космической гонки между СССР и США, не очень далеко в этом продвинулась?

- Такие … даже не глобальные, а вселенские вопросы! Очевидно, что попытки космической экспансии наткнулись на некий барьер. С чем он связан? С несопоставимостью безмерного Космоса и ничтожной продолжительностью человеческой жизни. Мы живем в масштабах планеты, а для выхода за ее пределы нужны совершенно иные параметры. И просто упаковать души всех землян в капсулы нескольких гравитолетов будет не так то и легко. Ведь недаром мечты К. Циолоковского опирались на фантазии Н. Федорова, а ученые, планировавшие «освоение Вселенной», размышляли не просто о бессмертии, но и о воскрешении человечества. Впрочем, оставим это – проблема освоения Вселенной пока на повестке дня не стоит. Уместнее задавать другие вопросы. Например, такой: почему при наших несомненных успехах в прошлом украинская космонавтика находится в предсмертном состоянии? Вот здесь и начинается актуальная экономика и реальная политика.

Поэтому, подытоживая свои мысли о «Садах Хаоса», я хочу сказать следующее. Каждый Автор - продукт своего времени и общества, в котором родился и воспитывался. Мечтать можно и нужно при любом политическом и экономическом строе — отсюда и революции на Марсе и Правительство Земли во главе с американским президентом...

Всё зависит от таланта автора и что он хочет своим произведением сказать — либо это просто отрубание голов драконам, либо политическая листовка, а может – и по-настоящему интересная история, касающаяся и политики как неотъемлемой части нашей жизни. Вернее, фантастика – она на то и фантастика, чтобы описывать некую утопию или антиутопию по сравнению с нынешней ситуацией, с точки зрения автора. Когда-то это была всемирная революция (социалистическая или нацистская), для западной фантастики на 90% — абсолютный успех главного героя (что-то вроде американской мечты). А для Михаила Темнова в «Садах Хаоса» — причудливая смесь общественно-социального развития, духовного самосовершенствования и этических поисков.

И кстати, в книге М.Темнова очень качество прописаны разные варианты контактов с «другими» племенами, народами и цивилизациями! И среди основных мотиваций таких контактов – не только классические «поиск знаний» и «поиск жизненного пространства», но и, если хотите - БОРЬБА ЗА ИДЕОЛОГИЮ. Подобно тому, как у нас есть так не любимые некоторыми политиками общечеловеческие ценности, так и во Вселенной должны существовать общевселенские ценности. И у нашего развития должен быть некий свой внутренний стержень, который будет направлять наше развитие в рамки здорового политического роста, а не в уродливые ответвления, создающие идеологических уродов. И поэтому мне особенно приятно, что партия «Социалисты» - это единственная в Украине сегодня политическая партия с четкой идеологией и украинской национальной идеей. И это не фантастика.

Беседовал Сергей Козлов

zrada.today

02 09 2018